Подвижная спутниковая связь стала реальностью и начале 80-х годов с введением в эксплуатацию геостационарной сети Inmarsat, предназначенной для телефонной связи и передачи данных между морскими судами и береговыми ЗС, выполняющими функции шлюзов с наземными сетями связи общего пользования. Корабельные терминалы Inmarsat оснащались достаточно громоздкими антенными системами с высоким коэффициентом усиления и в принципе мало отличались от ЗС среднего класса фиксированной спутниковой службы. В начале 90-х годов технологический прогресс привел к появлению персональных автомобильных и носимых (в виде кейса) пользовательских терминалов. Услуги, предоставляемые сетями подвижной спутниковой службы (СПСС), достаточно широки:
• телефонная связь;
• иейджинговая связь;
• передача данных;
• электронная почта (в том числе передача речевых пакетов);
• диспетчерская связь;
• местоопрсдслснис пользователей;
• глобальный роуминг.
Местоопределение является дополнительной услугой. Для определения координат рассматриваемой точки пространства необходимо задать координаты трех других точек и расстояния от этих других точек до рассматриваемой. Поскольку прямое измерение расстояний невозможно, оно измеряется косвенно по задержке распространения радиосигналов (измеряется так называемая псевдодальность). Для измерения задержки необходима синхронизация часов на приемной и передающей стороне, что можно обеспечить введением в систему местооиреде-ления четвертой точки с известными координатами. Описанный принцип позиционирования положен в основу спутниковых навигационных систем Navstar (США) или, что то же самое, GPS (Global Position System) и российской GLO-NASS (Global Navigation Satellite System). Навигационные спутники размещаются на круговых орбитах высотой около 20 тыс. км. Для обеспечения одновременной видимости из любой точки обслуживаемого пространства не менее 4 спутников достаточно орбитальной группировки, содержащей 18 активных ИСЗ.
Точность мсстоопрсделсния во многом определяется точностью и стабильностью бортовых эталонов частоты навигационных спутников. На практике погрешность местоопределения при использовании GPS не превышает 100 метров, независимо от погодных условий, времени суток и т.д. Возможность местоопре-деления в СПСС обеспечивается при помощи GPS-приемников, встраиваемых в пользовательские терминалы, либо собственными автономными навигационными средствами сети. В последнем случае используется доплеровский метод измерения дальности до ИСЗ по принимаемому информационному сигналу, а координаты спутника периодически передаются им по специальному служебному каналу. Использование автономных навигационных систем позволяет значительно упростить аппаратуру пользовательских терминалов, но точность местоопределения оказывается ниже, чем при применении специализированных навигационных систем, и обычно составляет несколько сотен метров. Результаты навигационных измерений могут использоваться непосредственно пользователем или в автоматическом режиме передаваться с требуемой периодичностью в диспетчерский центр, что необходимо, в частности, для организации глобального роуминга.
В СПСС обычно предусмотрен информационный обмен только между подвижными абонентами и фиксированными абонентами, входящими в состав наземных сетей. При многостанционной работе используется частотное или временное уплотнение каналов с применением протокола множественного доступа предоставления каналов по требованию. В запросных каналах применяются протокол случайного доступа тактированная Aloha и его модификации.
По области обслуживания можно выделить глобальные, региональные и национальные сети подвижной спутниковой службы.