ССС подвижной службы

 

Подвижная спутниковая связь стала реальностью и начале 80-х годов с вве­дением в эксплуатацию геостационарной сети Inmarsat, предназначенной для те­лефонной связи и передачи данных между морскими судами и береговыми ЗС, выполняющими функции шлюзов с наземными сетями связи общего пользования. Корабельные терминалы Inmarsat оснащались достаточно громоздкими антен­ными системами с высоким коэффициентом усиления и в принципе мало отли­чались от ЗС среднего класса фиксированной спутниковой службы. В начале 90-х годов технологический прогресс привел к появлению персональных автомобиль­ных и носимых (в виде кейса) пользовательских терминалов. Услуги, предостав­ляемые сетями подвижной спутниковой службы (СПСС), достаточно широки:
• телефонная связь;
• иейджинговая связь;
• передача данных;
• электронная почта (в том числе передача речевых пакетов);
• диспетчерская связь;
• местоопрсдслснис пользователей;
• глобальный роуминг.
Местоопределение является дополнительной услугой. Для определения коор­динат рассматриваемой точки пространства необходимо задать координаты трех других точек и расстояния от этих других точек до рассматриваемой. Поскольку прямое измерение расстояний невозможно, оно измеряется косвенно по задерж­ке распространения радиосигналов (измеряется так называемая псевдодальность). Для измерения задержки необходима синхронизация часов на приемной и передающей стороне, что можно обеспечить введением в систему местооиреде-ления четвертой точки с известными координатами. Описанный принцип пози­ционирования положен в основу спутниковых навигационных систем Navstar (США) или, что то же самое, GPS (Global Position System) и российской GLO-NASS (Global Navigation Satellite System). Навигационные спутники размещаются на круговых орбитах высотой около 20 тыс. км. Для обеспечения одновременной видимости из любой точки обслуживаемого пространства не менее 4 спутников достаточно орбитальной группировки, содержащей 18 активных ИСЗ.
Точность мсстоопрсделсния во многом определяется точностью и стабильно­стью бортовых эталонов частоты навигационных спутников. На практике по­грешность местоопределения при использовании GPS не превышает 100 метров, независимо от погодных условий, времени суток и т.д. Возможность местоопре-деления в СПСС обеспечивается при помощи GPS-приемников, встраиваемых в пользовательские терминалы, либо собственными автономными навигационными средствами сети. В последнем случае используется доплеровский метод измерения дальности до ИСЗ по принимаемому информационному сигналу, а координаты спутника периодически передаются им по специальному служебному каналу. Использование автономных навигационных систем позволяет значительно упро­стить аппаратуру пользовательских терминалов, но точность местоопределения оказывается ниже, чем при применении специализированных навигационных систем, и обычно составляет несколько сотен метров. Результаты навигационных измерений могут использоваться непосредственно пользователем или в автома­тическом режиме передаваться с требуемой периодичностью в диспетчерский центр, что необходимо, в частности, для организации глобального роуминга.
В СПСС обычно предусмотрен информационный обмен только между под­вижными абонентами и фиксированными абонентами, входящими в состав на­земных сетей. При многостанционной работе используется частотное или вре­менное уплотнение каналов с применением протокола множественного доступа предоставления каналов по требованию. В запросных каналах применяются про­токол случайного доступа тактированная Aloha и его модификации.
По области обслуживания можно выделить глобальные, региональные и на­циональные сети подвижной спутниковой службы.