Обычно системы энергообеспечения, терморегулирования, командно-измерительная, защитные экраны выполняются в виде единой космической платформы, на которой могут быть установлены БРТК различных типов и назначения. В последнее время все чаще используются бесконтейнерные негерметизированные конструкции, обеспечивающие лучшие массогабаритные характеристики.
Теоретически неподвижный относительно земной поверхности ГСР на практике дрейфует относительно своей номинальной точки стояния, что обусловлено неизбежным отличием параметров орбиты от поминальных и влиянием различных возмущающих воздействий. Смещение ГСР относительно рабочей позиции имеет периодическую и регулярную составляющие, возникающие по следующим причинам:
• при отличии угла наклонения орбиты от нулевого спутник колеблется относительно рабочей точки в направлении север — юг с периодом 24 часа и амплитудой равной углу наклонения орбиты;
• при отличии орбиты ретранслятора от круговой он совершает суточные колебательные смещения относительно точки стояния в направлении восток — запад, причем амплитуда смещения пропорциональна эксцентриситету орбиты;
• если период вращения ГСР менее 24 часов, он «уходит» из рабочей точки в восточном направлении, а в противном случае — в западном;
• переменность во времени вектора гравитационного притяжения в связи с изменением пространственного расположения Земли, Солнца и Луны, давление света, потоки космических частиц и другие дестабилизирующие факторы приводят к суточным, месячным и головым циклическим, а также направленному смещениям ГСР относительно номинальной точки стояния.
На практике перечисленные факторы действуют одновременно и приводят к сложной траектории движения ГСР в пространстве, причем, если не приняты специальные меры, спутник постепенно увеличивает амплитуду своих колебаний и перестает выполнять свою целевую функцию.
Поскольку использование ГСР предусматривает обслуживание заданной области земной поверхности, необходимо ограничить перемещение спутника в пространстве таким образом, чтобы все ЗС сети постоянно находились в области его обслуживания. Кроме того, смещение ГСР по долготе для исключения взаимного влияния соседних спутников жестко регламентируется международными нормами. Стабилизация ГСР по широте и долготе обеспечивается с помощью бортовой системы коррекции орбиты, использующей в качестве исполнительных элементов различные типы маломощных ракетных двигателей, создающих в необходимых направлениях небольшие ускорения. Коррекция орбиты требует определенного расхода топлива для двигательных установок. Исходя из компромиссных соображений между ухудшением эксплуатационных свойств ГСР из-за его неопределенности в пространстве и требуемого запаса топлива, во многом определяющего срок службы ГСР, допустимую величину медленного смещения ретранслятора относительно точки стояния ограничивают величиной +/-(0,05-0,1)" по широте и долготе. Минимальный расход топлива обеспечивается при интервалах между коррекциями от недели до месяца. Коррекция суточного колебания ГСР в пространстве, составляющего примерно +/-0,05°, обычно не применяется из-за недопустимо большого расхода топлива. Таким образом, система коррекции орбиты обеспечивает погрешность удержания ГСР в рабочей точке +/-"(0.1-0,15)° по широте и долготе. Масса сухой традиционной системы коррекции орбиты равна 60-80 кг, а расход топлива — 20 30 кг в год. Более экономичны ионные и плазменные двигатели, позволяющие увеличить частоту сеансов коррекции орбиты и довести точность удержания ГСР до +/-(0,05-0,1)°. Однако они характеризуются значительным энергопотреблением.